Что такое конгнитивные искажения, как они портят нам жизнь и зачем с ними бороться
Абсолютно каждый человек, кто-то в меньшей, а кто-то в большей степени, подвержен разного рода когнитивным искажениям (КИ). Сами того не ведая, под их влиянием мы принимаем различные решения, которые впоследствии серьезно воздействуют на нашу жизнь. И, к сожалению, результат далеко не всегда позитивный.
По причине когнитивных искажений мы часто не можем настроить нормальную и продуктивную коммуникацию с другими людьми. Берем от жизни значительно меньше, чем можем. Не умеем фильтровать информацию, отделять правду от лжи и т.д. В итоге, качество нашей жизни находится далеко не на том уровне, на котором нам бы хотелось.
Опасность когнитивных искажений
Когнитивными искажениями называют ошибки в мышлении, которые приводят к неправильным выводам. То есть, если наш мозг находится под их воздействием, то выводы в конкретном вопросе мы будем делать не на основе фактов и логики, а на основе следующего:
- стереотипов;
- своих личных убеждений (правильные они либо неправильные);
- мнению определенной группы людей;
- другим социальным, эмоциональным и моральным причинам и т.д.
Объединяет это все то, что субъективные суждения человека, подверженного КИ, зачастую достаточно сильно расходятся с логикой. Соответственно, выводы будут также нелогичными. Давайте рассмотрим пару простых примеров.
Поляризация мнений
После выхода в сентябре 2020 года новой линейки смартфонов iPhone 12 у нее появилось множество сторонников и противников. Первые всячески их защищают и хвалят, а вторые акцентируют внимание только на недостатках. При этом обе стороны доказывают свою правоту, не просто потому что им так хочется. Они убеждены в своей правоте и не способны принять аргументы своих оппонентов.
В этом случае какую бы информацию ни получил, например, противник Айфона, он запомнит только то, что подтверждает его мнение. А данные, которые ему противоречат, мозг просто проигнорирует. На самом же деле, даже младшая версия из линейки Айфон мини является одним из лучших современных смартфонов. Чтобы это понять, нужно просто проанализировать его параметры и сравнить их с конкурентами. Действительно, смартфонов с аналогичными возможностями сейчас очень мало.
Эффект якоря
Это когнитивное искажение заключается в том, что человеческий мозг лучше запоминает ту информацию, которую получает первой. Например, если вы никогда не пользовались Айфоном, но рассматриваете его в качестве варианта для покупки, то решение в большей степени будет основываться на той информации, которую вы получили о нем первой.
Представьте, что какой-нибудь знакомый сказал вам, что цена на iPhone существенно завышена. Если это первая информация, то дальше вы подсознательно будете воспринимать смартфон как неоправданно дорогой товар. Но в том случае, если вам скажут, что iPhone стоит тех денег, которые за него просят, то по отношении к нему вы будете настроены положительно.
Мы рассмотрели лишь два когнитивных искажения, хотя их около двухсот. Здесь и синдром выученной беспомощности, синдром отложенной жизни, эффект фрейминга, эффект Даннинга Крюгера (про самоуверенных дураков и неуверенных профессионалов) и многое другое, что мешает нам жить.
Очень большая опасность КИ заключается в том, что их могут использовать для управления людьми. Нам могут скармливать разного рода экономические и социальные идеи, которые приносят определенную выгоду тем, кто это делает. Проблема же обычных людей в том, что это далеко не всегда идет им на пользу.
Что же с этим делать?
К сожалению, полностью избавиться от когнитивных искажений нереально. Дело в том, что им подвержен абсолютно каждый человек, будь это студент, спортсмен, работник строительной специальности или профессор психологии/психотерапии. Но воздействуют они на каждого по разному. Главным фактором, от которого зависит степень воздействия когнитивных искажений на человека, является то, насколько глубоко он с ним знаком и способен ли он их вовремя распознать.
Вывод мы можем сделать следующий: чтобы бороться с КИ, их нужно знать. Поэтому каждому из нас необходимо изучать информацию тоннами и во время принятия всех своих решений стараться включать логику, а не интуицию.